Откуда внутри нас берутся ожидания и обиды?Мой блог / Просмотр публикации
В предыдущих статьях мы уже разбирали с вами определение, что такое обида: Обидно, да?.. или Как научиться никогда не обижаться. Еще раз про обиду и Как ее пережить? Обида – это эмоция, вызванная негативным переживанием, которые мы испытываем, когда близкие нам люди ведут себя не так, как мы ожидали. Но для полного понимания того, что с нами происходит, что происходит внутри нас в момент обиды, одного определения не достаточно. И ключевых вопросов тут два: Что значит «близкие нам люди»? И что такое наши ожидания, откуда они берутся в нас? Давайте начнем разбирать это со второго вопроса. Представим себе обычную ситуацию: стоят два человека и видят одно и то же событие, но воспринимают они его по-разному. Как Вы считаете, почему? Варианты ответов, которые я слышу, когда задаю этот вопрос: у них разные установки, разные представления, система ценностей. разные стереотипы, разный жизненный опыт. В общем, что-то у них разное. И все варианты этих ответов правильные! Все это можно назвать одним словом - УБЕЖДЕНИЯ. Откуда берутся наши убеждения? Когда ребенок рождается, его сознание не сформировано, как "чистый лист". Первые 2-3 года родители ведут с ребенком образно-эмоциональное общение.
Для родителей наступает "ужасный" период. Ребенок все менее и менее похож на того замечательного малыша, которым он или она были, когда им было 7 лет. У ребенка появляются какие-то собственные желания, собственные убеждения... Ужас!!! Ну откуда он всего этого нахватался?! И родители назвали этот период "переходный возраст". Да, конечно, в этом периоде в ребенке происходят определенные физиологические изменения. Что же касается психики, то на самом деле психика ребенка никуда не переходит. Просто доля родительских убеждений в голове становится все меньше и меньше. Хотя их абсолютное количество растет. И очень часто родители, которые вдруг заметили у ребенка убеждения, которые они ему не вкладывали, пытаются обесценить его собственные убеждения, снова сделать его своей «копией». В большинстве случаев такая попытка заканчивается конфликтом между родителями и ребенком. На этот процесс больше всего влияет то, что после 12-13 лет работа восприятия строится не только через эмоциональную сферу, но и через интеллектуальную сферу человека. Откуда берутся наши ожидания? Сколько всего убеждений у взрослого человека? Я не знаю случаев, когда кто-то смог бы сосчитать все свои убеждения. Но по моей субъективной оценке и по опыту работы с клиентами, в среднем около 500-600 убеждений. И так, примерно в возрасте 12-14 лет большинство подростков начинают понимать свою уникальность, а точнее уникальность своих убеждений, своей личности. В этом понимании есть плюс - "я одна такая, такая уникальная, неповторимая!", и есть минус - "я одна... такая..., и такая одинокая!!!". И если ребенок в более раннем возрасте просто чувствовал свое одиночество и испытывал страх от этого, то теперь подросток понимает, хотя бы отчасти, свое одиночество.
Помните, в голове у взрослого человека в среднем находится около 500-600 различных убеждений? Девочка смотрит на мальчика и видит, слышит, чувствует, что у них совпали целых 20 убеждений, вывод - "он ничего :))) прикольный". Дальше смотрит, у них совпали 30! убеждений - "Ооо! С ним так легко и интересно общаться!" Дальше смотрит, у них совпали 40!!! убеждений - "Он такой чудесный!!! Мы с ним как одно целое! Я только подумаю, а он уже делает, я говорю "А", а он сразу же говорит "Б". Он - ТАКОЙ же, как я!" В какой-то момент, когда это мальчик только-только начинает интересовать эту девочку, она поселяет у себя в голове его образ, проекцию. Просто для того, чтобы общаться «с ним», когда его физически рядом нет. А потом, находясь под очарованием того, что у них совпали целых 30 или даже 40 убеждений, девочка «натягивает на его проекцию» в своей голове ВСЕ 500 ее убеждений. И он у нее в голове становится идеальным, то есть точной (или почти точной) копией ее! Она допускает мысли, что он, конечно, не такой, как она, он немножко другой, у него, возможно, есть еще какие-то убеждения. Но самое главное, что ее 500 убеждений он, а точнее его проекция в ее голове, разделяет. И она начинает все чаще и больше общаться с его проекцией в своей голове, когда его нет рядом с ней, его проекция отвечает всем ее желаниям, хотя она иногда и спорит с его проекцией, но очень легко в этих спорах побеждает, а его проекция признает ее правоту! Ах, он такой идеальный! У нее в голове. Но находясь рядом с ним-настоящим девочка ВДРУГ видит, что он реагирует на какое-то событие совсем не так, как его проекция в ее голове. Все очень просто, сработало 139-е убеждение, которое у них разное - у нее одно, а у него другое. Но ведь его проекция-то реагировала правильно! А он?! Как он мог так поступить?! Он же должен был подумать так же, как она и сделать так же, как поступила бы она! Значит он на самом деле не такой?» Не такой, как она?! Вот тут-то у девочки и возникает ощущение предательство ее ожиданий и убеждений. Результат – ОБИДА. В зависимости от того, как воспитывали человека, в зависимости от того, как сильно в нем развито чувство неполноценности, у него возможны две разные реакции на обиду. Я покажу вам два крайних состояния, чтобы была понятна разница: Восприятие 1. Если близкий мне человек ведет себя не так, как я ожидал (и как вела себя в моей голове его идеальная проекция), то значит он плохой. А мои убеждения (и я сам) хорошие! А плохие близкие мне не нужны!!! Вывод - надо ему доказать, что он не прав, убедить его в этом, а если не согласится, значит, наказать его!
Если близкий мне человек ведет себя не так, как я ожидал, то значит я плохой, и мои убеждения плохие, и никому я не буду нужен, никто меня не ценит, никто меня не любит и никогда не полюбит, потому что я плохой! Вывод - меня надо наказать. Результат – чувство вины, неполноценности, чувство стыда, взгляд в пол, красные щеки и уши, желание спрятаться, закрыться от этих "обидчиков", боль, переживание собственной неполноценности, самоуничижение и т.д. Конечно, это две диаметрально противоположные ситуации восприятия, и возможно множество состояний между ними. Просто нужно понимать и учитывать выводы и результаты обиды.
Уровни близости Теперь давайте посмотрим, на разные уровни близости. На очень близких нам людей - родителей, любимых, самых близких друзей, - а точнее, на их проекции в нашей голове мы "натягиваем" максимальное количество наших убеждений. Они должны реагировать так, как мы хотели бы, или как мы сами бы отреагировали. Это наш первый круг близких людей. Есть второй "круг близости" - люди, с которыми мы часто взаимодействуем и мнение которых нам не безразлично - начальник на работе, коллеги, знакомые. На них мы тоже проецируем свои убеждения и ожидаем от них определенной реакции. И когда они ведут себя "не так", конечно, нас это задевает и нам становится обидно, а значит больно. Но эти обиды, как правило, переживаются чуть легче, чем обиды от участников "первого круга близости". Почему? Потому что на проекции этих людей мы примеряем не все наши ожидания, они для нас «ситуационно близкие», мы практически не выбирали их для себя, просто оказались с ними в одном социуме. И есть остальные окружающие нас люди, которые в силу определенной ситуации с нами взаимодействуют - в соц.сетях, официанты, прохожие, продавцы в магазине и так далее. У нас нет сформированных ожиданий к этим людям, мы же их не знаем. У нас в голове нет их проекций. Но у нас есть ожидание к некоторым социальным ролям: продавщица должна быть быстрой и вежливой, официант должен быть быстрым, культурным и исполнительным, таксист должен быть молчаливым и уважающим меня. По сути, это еще несколько десятков наших убеждений. Если вдруг мы видим поведение человека, которое отклоняется от нашего представления о том, как правильно он должен был бы себя вести в своей роли, внутри нас возникает негатив, направленный на него. Ведь он нарушает наши убеждения! Он плохой! Но это уже не совсем обида, это скорее чувство неправильности, несправедливости, несогласия с его поведением! Как?! Как он смел меня обхамить?! И это негативное чувство может очень быстро сублимироваться в гнев, агрессию, направленную на того, кто не соответствует Вашим убеждениям, Вашим ожиданиям от его роли. Мы не обижаемся на этих людей, просто вешаем на них «ярлык» - «Ты плохой продавец!», «Ты плохой официант!» - и демонстрируем соответствующую реакцию – агрессивно высказываем свое отношение и «вычеркиваем» такого человека из «своего круга», т.е. просим поменять нам официанта или больше не встаем в очередь к этому кассиру-продавцу.
Надеюсь, что я не слишком утомил вас этим текстом 😊 Просто не хотелось делить тему на две статьи.
И, как всегда, говорю вам – вам МОЖНО быть счастливыми! Теги: "обида", "одиночество", "убеждения", "восприятие"
Другие публикации:
Powered by Profi.ru
|
Надеюсь, что я не слишком утомил вас этим текстом 😊
Просто не хотелось делить тему на две статьи.
для полного понимания того, что с нами происходит, что происходит внутри нас в момент обиды, одного определения не достаточно. И ключевых вопросов тут два:
И, как всегда, говорю вам – вам МОЖНО быть счастливыми!
В том то и дело что их там не было и ребенок совсем не похож на поведение бабушки
Гришин Владимир Олегович,
Только в личных сообщениях если только
Добавить комментарий »