Гришин Владимир Олегович Психолог, Нейропсихолог Семейный терапевт

«Идеальная мама» или что же нам недодали в детстве..?

Мой блог / Просмотр публикации

Очень часто, когда общаюсь со своими клиентами, слышу от них, что «меня не так воспитали, мне не додали родители», чаще всего мама. «А что же вам «не додали»? - спрашиваю я их. И дальше идет куча вариантов разных ответов.

Вот и захотелось мне помочь своим клиентам и всем читателям понять, а что нужно было дать ребенку со стороны «идеальной» мамы, чтобы ее ребенок, вырос счастливой, здоровой, гармоничной личностью.

Давайте вместе с вами пройдем основные этапы развития ребенка и представим себе эту идеальную, взрослую маму, которая все умеет сама и всему может научить своего ребенка.

Для простоты представим себе это процесс в виде двух колонок – «Что делает мама?» и «Что делает ребенок?»

Структура этого изложения позволит каждому самостоятельно произвести оценку полноты того, что ему дали. Или не дали.

Тема достаточно важная с точки зрения психологии. Основная проблема состоит в том, что:

А) Если ребенку не дали чего-то, то что ему было необходимо, у него образуется «дырка», паззл не полный, в результате финальная картина «Я-Взрослый» является незавершенной, он чувствует себя неполноценным.

Б) Очень многие психические установки взаимосвязаны. И если недодать ребенку одно, то у него не возникнет, не разовьется другое. Если ребенка не научили самоанализу, то у него впоследствии невозможно будет развить самоконтроль. Если у него не будет достаточно развит контроль, он не сможет научится стратегическому (перспективному) видению и управлению своей жизнью. Если ребенку не дали, не научили уверенности в себе, то у него не удастся развить адекватную объективную самооценку.  

И так, давайте посмотрим на всю структуру воспитательного процесса со стороны идеальной матери и структуру психического развития идеального ребенка.

Начнем с самого раннего возраста:

 

0-3 года

Что делает Мама

Что делает Ребенок

Любит,

Заботится,

Обеспечивает безопасность,

Дает ему тепло, любовь,

Формирует ощущение безопасности,

Контролирует,

Играет,

Учит его правилам,

Помогает познавать мир,

Разговаривает,

Проявляет терпение,

Проявляет доброту,

Любит,

Играет,

Развивается и познает мир,

Требует к себе внимание,

Чувствует себя в безопасности,

 

В этот период от 0 до 1 года основное общение – это эмоциональное взаимодействие, а с 1 года до 3 лет – предметно-образное взаимодействие.  Ребенок учится всему!  



 

3-7 лет

Мама

Ребенок

Любит,

Чуть меньше заботится,

Обеспечивает безопасность,

Закрепляет ощущение безопасности (1-й и 2-й уровень безопасности),

Чуть меньше контролирует,

Больше играет,

Больше помогает познавать мир,

Гораздо больше разговаривает,

Больше проявляет терпение,

Больше проявляет доброту,

Больше любит

Сильнее развивается,

Активнее привлекает к себе внимание,

Чувствует себя в безопасности рядом с мамой и дома,

Закладывает первые правила и убеждения,

Демонстрирует значимость и ценность ребенка для нее

Объясняет и учит ответственности,

Помогает развивать самостоятельность,

Убирает ощущение неуверенности и страхи,

Хвалит за успехи и поддерживает ребенка в случае неудач, не обесценивая любой результат его действий,

Помогает почувствовать уверенность в себе,

Закладывает основы социализации.

Начинает понимать «можно» и «нельзя»,

Начинает избавляется от «черно-белого» мышления,

Начинает избавляться от «туннельного» мышления и эгоцентризма,

Формирует задатки уверенного поведения,

Избавляется от детского перфекционизма

Соприкасается с социализацией.

 

Чем дальше – тем больше ребенку требуется надежная умная взрослая мама!

И вот пора в школу, а это совершенно новый для ребенка мир. До этого большую часть времени он проводил в семье или в детском саду и семье. В детском саду ребенок соприкоснулся с социализацией, но по-настоящему в социум ребенок погружается в школе.

7-12 лет

Мама

Ребенок

Любит,

Еще меньше заботится, предоставляя ребенку больше самостоятельности,

Обеспечивает безопасность,

Еще меньше контролирует,

Меньше играет,

Еще больше помогает познавать мир,

Гораздо больше разговаривает,

Больше проявляет терпение,

Больше проявляет доброту,

Больше любит,

Сильнее развивается и познает окружающий мир,

Развивает и дополняет правила и убеждения,

Формирует у ребенка уверенность в собственной значимости и ценности,

Развивает в ребенке ответственность,

Развивает в ребенке самостоятельность,

Развивает в ребенке уверенность в себе,

Хвалит за успехи и поддерживает ребенка в случае неудач, не обесценивая любой результат его действий,

Развивает социализацию, участие в общественной жизни

Избавляется от «черно-белого» мышления,

Избавляется от «туннельного» мышления,

Развивает взаимодействие и социализацию,

Развивает ответственность и самостоятельность,

Развивает уверенность в себе,

Осознает неудачи и учится их исправлять без наказания самого себя,

Постоянно погружается в социум, развивает коммуникативные навыки,

Учит учиться,

Объясняет разнообразие возможных точек зрения,

Учит и объясняет, что такое эмоции, как позитивные, так и негативные,

Помогает развивать анализ и самоконтроль,

Развивает концентрацию внимания,

Проводит первичное половое воспитание,

Начинает сравнивать себя с другими,

Развивается соревновательность,

Начинают проявляться лидерские способности,

Начинает понимать, осознавать, что такое негативные эмоции.

Учится учиться,

Начинает анализировать себя,

Учится контролировать себя,

Начинает осознавать свою половую принадлежность,

 



А впереди тот самый пресловутый «переходный возраст», который может быть на самом деле интересным и приятным. Только «переходным» он, по сути, считается или воспринимается именно родителями, а не детьми.

До 7 лет все убеждения в голове у ребенка были родительские. То есть 100% того, что у него в голове, было дано ими. Дети в 7 лет являются маленькой копией своих родителей. И если посмотреть, как они общаются между собой, то можно легко представить себе поведение их родителей.

С 7 до 12 лет у ребенка начал работать «второй генератор убеждений» - социум. И хотя к 12 годам у ребенка родительских убеждений становится еще больше, чем в 7 лет, они уже не составляют в нем 100% убеждений, потому что у него в голове уже закрепляются убеждения социальных групп.

А с 12-13 лет у ребенка включается «третий генератор убеждений» - собственный критический опыт. И к 15-16 годам доля родительских убеждений составляет примерно 50%. Еще 20-25% - убеждения социума, а 25-30% - свои собственные убеждения, которые отличаются от убеждений родителей. Вот это и есть та самая проблема, которую родители называют «переходным возрастом». «Раньше (то есть в 7 лет) она была такой хорошей девочкой! Такой послушной! (Ну, еще бы, ведь она была маленькой копией своей мамы) А теперь… Ужас! Ее как будто подменили! (Да не подменяли ее, просто маминых убеждений в голове теперь всего 50%)»

Но в нашей истории мама – идеальная! И она знает об этой особенности формирования убеждений в голове у ребенка. Поэтому, она учитывает эту особенность в процессе воспитания, и у ее ребенка этот возраст является таким же счастливым, как все его детство. Счастливым для него и для мамы.

12-16 лет

Мама

Ребенок

Любит,

Еще меньше заботится,

Обеспечивает безопасность,

Еще меньше контролирует,

Меньше играет,

Еще больше помогает познавать мир,

Гораздо больше разговаривает,

Больше проявляет терпение,

Больше проявляет доброту,

Больше любит,

Сильнее развивается и познает окружающий мир,

Развивает и дополняет правила и убеждения,

Развивает ответственность,

Развивает самостоятельность,

Развивает уверенность в себе,

Хвалит за успехи и поддерживает ребенка в случае неудач, не обесценивая любой результат его действий,

Развивает социализацию, участие в общественной жизни

Избавляется от «черно-белого» мышления, от концепции «или – или»

Избавляется от «туннельного» мышления,

Развивает взаимодействие и социализацию,

Развивает ответственность и самостоятельность,

Развивает уверенность в себе.

Постоянно погружается в социум, развивает коммуникативные навыки,

Учит учиться,

Объясняет разнообразие возможных точек зрения, помогает увидеть и понять альтернативы,

Учит и объясняет, что такое эмоции, как позитивные, так и негативные,

Помогает развивать анализ и самоконтроль,

Развивает концентрацию внимания,

Проводит половое воспитание,

 

Регулярно сравнивать себя с другими,

Развивает соревновательность,

Начинает проявлять лидерские способности,

Понимает, осознает негативные эмоции, умеет их размышлять,

Хочет учиться,

Анализирует себя и окружающий мир,

Контролирует себя,

Научается планировать, развивает стратегичность мышления,

Осознает свою половую принадлежность

Объясняет, что такое объективная критика и самокритика,

Объясняет, что такое оценка и самооценка, в т.ч. оценка других людей,

Формирует уважение и любовь к своему «Я», к себе, своей личности.

Демонстрирует значимость своего «Я» личными примерами,

Общается на уровне «взрослый – взрослый»

Переводит форму коммуникаций с эмоций на интеллект,

Объясняет, что такое «страхи» и как с ними жить,

Показывает и помогает понять, что такое отношения между людьми, в т.ч. любовь и уважение

Учится воспринимает себя, как Личность,

Учится уважать себя, любить себя, заботиться о себе, как с точки зрения эмоций, так и с точки зрения интеллекта,

Формирует осознаваемую самооценку,

Задумывается о будущем, выбирает свою профессию,

Развивает логику,

Учится жить и не боятся своих страхов,

Осознает причинно-следственную связь,

Учится позиции «Я – взрослый»

 



Ребенок уже почти совсем взрослый. Осталось добавить несколько очень важных штрихов!

16-20 лет

Мама

Ребенок

Объясняет ценность психической энергии, ценность удовольствий, как ресурса

Учит, что можно совмещать в себе «взрослого» и «ребенка»,

Выступает в роли «советника»

Понимает и научается использовать удовольствия, как ресурс,

Учится быть «ребенком» под контролем своего внутреннего «взрослого»,

Начинает понимать и принимать как свои сильные, так и свои слабые стороны,

Управляет своей собственной жизнью.

Умеет чувствовать гармонию в физической, психической и социальной сферах жизни.

 



Жаль, что такая идеальная картина, такие взаимоотношения между мамой и ребенком встречаются очень редко. И не потому, что мама «плохая» или она не хочет все это дать своему ребенку. Хочет!  Просто ее саму не научили, как это делать, как быть такой…

Да, родителей не выбирают. Но их можно понять. Потом, когда становишься взрослее.

И сейчас, благодаря этим таблицам, вы можете сказать, я не получила вот это и вот это.

Но это – не приговор. Каждый человек может добрать то, что ему не хватило в детстве. Либо самостоятельно, либо с помощью другого Взрослого, например, психолога.

Главное, чтобы сам человек понимал, что ему нужно доразвить внутри себя, хотел этого и был готов потрудится над этим развитием!

 

Вам МОЖНО быть счастливым!

 

Владимир Гришин

 

P.S. В этой статье я говорил о воспитательном процессе, который по большей части ведет мама. А что же папы? Папа тоже может быть идеальным! Правда-правда! Ну, если его таким вырастили его родители или он стал таким сам.

То, что может дать идеальный папа отчасти совпадает с тем, что дает мама, отчасти не совпадает.

Если захотите, то в одной из следующих статей поговорим и о его роли в формировании и развитии здорового и счастливого ребенка. 

Теги: "детско-родительские отношения", "отношение с родителями", "воспитание детей", "здоровая личность", "воспитание ребенка", "развитие ребенка", "мама", "ребенок"
Комментарии
Юлия Таланцева
Жду продолжения... Уже про папу)
№1 | 11 мая 2020
Гришин Владимир Олегович
Юлия Таланцева, Спасибо, напишу ))
№1 | 11 мая 2020
Строганова Алла Сергеевна
Гришин Владимир Олегович писал(а):
Если захотите, то в одной из следующих статей поговорим и о его роли в формировании и развитии здорового и счастливого ребенка. 
Захотим )) Спасибо, за полезную статью!
№1 | 11 мая 2020
Гришин Владимир Олегович
Строганова Алла, Спасибо, Алла, за Вашу оценку!
№1 | 11 мая 2020
valbrig
Четко структурированная статья. Спасибо. Наконец-то поняла, чего же мне не додала моя мама...:). С нетерпением жду про папу.
№1 | 11 мая 2020
Старуха Шапокляк )
Гришин Владимир Олегович писал(а):
Если захотите, то в одной из следующих статей поговорим и о его роли в формировании и развитии здорового и счастливого ребенка. 
Хотим! :-)
№1 | 11 мая 2020
Гришин Владимир Олегович
valbrig, Очень рад, что моя работа и информация оказалась полезной для Вас!
№1 | 11 мая 2020
Гришин Владимир Олегович
Старуха Шапокляк ), Хорошо, напишу ))
№1 | 11 мая 2020
Natali570
Спасибо, очень полезно!
№1 | 15 мая 2020
Гришин Владимир Олегович
Natali570, Спасибо за Ваш комментарий, Наталья. Надеюсь, что это материал поможет Вам чуть лучше понять что внутри Вас есть и чего Вам не хватает!
№1 | 15 мая 2020
[ Читать все комментарии (21) ]    [ добавить комментарий ]
Powered by Profi.ru