Гришин Владимир Олегович Психолог, Клинический психолог Нейропсихолог

Уроки Манипуляций. Урок выучен!

Мой блог / Просмотр публикации

Мы с вами подошли к заключительной части этого цикла статей, заключительному уроку по манипуляциям.  Что же нам делать, когда мы сталкиваемся с манипуляциями со стороны близких нам людей?

В самом начале необходимо отметить одну особенность манипуляций:

Если манипуляция, направленная в вашу сторону, прошла удачно с точки зрения манипулятора, ваша тревожность повышается. Если же вам удается противостоять манипуляции и выходить из ее круга, тревожность повышается у манипулятора.

В этом главная причина, почему перечень этапов по выходу из манипуляции со стороны близких нам людей, указанных в четвертом уроке Уроки Манипуляций. Как им противостоять?, отличается от этапов по противодействию манипуляции не значимых нам людей. Повышенная тревожность последних нас с вами не волнует. Скорее наоборот, она является нашей целью, так как демонстрирует манипулятору «С ним или с ней лучше не связываться! Себе дороже!» А вот близких нам людей в таком состоянии лучше не оставлять, иначе они очень скоро перестанут нам быть близкими.



Вспоминаем пять основных этапов выхода из манипуляции из нашего четвертого урока, которые я рекомендую использовать в отношении значимых для вас людей:

  • Идентификация того, что против вас используется манипуляция,
  • Определение типа манипуляции,
  • Определение главной цели манипулятора,
  • Противодействие манипуляции и выход из нее,
  • Позитивное закрепление того, что главная цель может быть достигнута и без применения манипуляции.

 

Как я уже говорил ранее, идентифицировать манипуляцию можно просто наблюдая за тем негативным чувством, которое возникает внутри Вас в процессе общения (чувство вины, чувство стыда, чувство страха, чувство обесцененности) или за уровнем вашей тревожности. Если уровень тревожности внутри вас повысился, вы почувствовали что-то неприятное, какое-то внутренне сопротивление, то с большой вероятностью можно сказать, что в данный момент вы испытываете на себе манипуляционное воздействие.

После этого достаточно легко определить, что за вариант манипуляции применяется к вам.

А вот третий шаг – определение главной цели манипулятора – скорее всего потребует от вас некоего времени для научения и закрепления его в виде вашего навыка. Поэтому надо будет потренироваться.

Иногда главные цели лежат на поверхности, иногда они достаточно глубоко скрыты внутри человека. Иногда бывают простые манипуляции, когда главная цель манипуляции совпадает с главной целью манипулятора. Иногда цель манипуляции и главная цель манипулятора не совпадают, хотя находятся «в одной плоскости». Парадокс!

Давайте посмотрим несколько примеров из практики.

Пример 1:

Сын договорился с мамой, что после ее работы они вместе пойдут за покупками. При этом сын ограничен по времени, у него есть свой план на вечер, и он рассчитывал на ее финансовое участие в этих покупках.

Мама, придя домой, собирается очень медленно, постоянно на что-то отвлекается. Сын, видя, что времени остается все меньше и меньше, начинает нервничать. Он начинает маму торопить, она в ответ еще сильнее замедляется и говорит: «Не хочешь ждать – иди один! (страх) Я и так на работе устала, а ты меня куда-то тащишь! (вина)»

Цель манипуляции – «веди себя так, как мне удобно, а не тебе вместе с твоими планами и делами.»

Главная цель манипулятора – "покажи мне, как сильно ты меня любишь, дай мне тепло, пожалей меня, позаботься обо мне, а не о своих покупках!"

Пример 2:

Мама говорит дочери: «Ну, что ты весь вечер сидишь дома? Пошла бы на улицу, погуляла…»

Дочь отвечает: «Не хочу, мне и дома хорошо»

Мама: «Смотри, сидишь в этой духотище… ты уже вся стала, как бледная поганка, совсем свежим воздухом не дышишь! (страх) Я же как лучше хочу для тебя, забочусь о твоем здоровье, какая же ты неблагодарная! (вина, стыд)»

Цель манипуляции – выпихнуть девочку на улицу.

Главная цель манипулятора – дома закончились яйца и подсолнечное масло, самой идти не охота, надо отправить дочь в магазин.

Пример 3:

Муж постоянно допекает жену: «Где ты была, почему ты это сделала, почему ты так поступила, а почему ты мне об этом не рассказала? (контроль) Ты разве не видишь, что все это мне не безразлично? Я же хочу знать, что происходит в твоей жизни! (вина)»

Цель манипуляции – контролировать действия жены, получить возможность оценки ее действий, установить свои правила поведения для жены, которым она будет подчиняться.

Главная цель манипулятора – уменьшить чувство неуверенности в самом себе.



 

Самое интересное, что главных целей у манипулятора значительно меньше, чем вариантов манипуляций 😊

Далее, после того как вы определили главную цель манипуляции, или вам кажется, что вы ее определили, переходите к четвертому этапу. Противодействие различным видам манипуляций мы с вами подробно разбирали на прошлом уроке.

Вам нужно продемонстрировать манипулятору, что вы достаточно легко можете выйти из формируемого им круга манипуляции, а поэтому применять манипуляции к вам бесполезно.

И после этого необходимо позитивно закрепить вашу победу, это ваш пятый шаг.

Ваше «ускользание» из его ловушки, воспринимается манипулятором негативно. Даже если манипуляция было бессознательная, все равно этот человек чувствует, как его тревожность повышается, так как ваш легкий и изящный выход из его манипуляции демонстрирует ему, что он теряет привычную возможность воздействия на вас, возможность использовать вас для достижения или приближения к своей цели. Но это человек близок вам, значим для вас. По этому бросать его в таком состоянии повышенной тревожности нельзя.

Лучше всего подойти к нему и, уделив ему буквально одну минуточку 100% своего внимания, продемонстрировать ему как своими словами, так и невербально, что вы

а) понимаете его главную цель

б) вполне можете дать ему ее без всяких манипуляций с его стороны.

Да, это потребует от вас усилий. А еще это потребует времени и частых повторений – так уж устроены модели поведения людей, что быстро они не корректируются.

Но со временем, регулярно выходя из манипуляций и демонстрируя, что вы тем не менее остаетесь рядом и можете дать этому человек то, что на самом деле ему хочется, что ему нужно - тепло, заботу, внимание, любовь, и т.д., - вы сможете приучить близкого вам человека не применять к вам свои манипуляции, не использовать их в вашу сторону в процессе общения.

И это позволит вашим отношениям перейти на новый, более высокий уровень!



Кстати, понаблюдайте и за собой, а как часто вы применяете манипуляции в отношении окружающих вас людей? :)))

 

Предыдущие уроки:

Уроки Манипуляций. Урок первый.

Уроки Манипуляций. Урок второй.

Уроки Манипуляций. Урок третий.

Уроки Манипуляций. Как им противостоять?

 

Послесловие:

Уважаемые читатели, пишите мне, на сколько вам в вашей жизни помогли эти уроки, на сколько вам удалось научиться справляться с манипуляторами. Делитесь своими историями, я буду очень рад их прочитать и дать вам обратную связь!

 

 

Теги: "негативные эмоции", "манипуляции", "неуверенность в себе", "эмоции", "противостояние манипуляции", "взаимоотношения"
Комментарии
Зайковский Павел Александрович
Актуальная тема! Целое руководство к действию! Буду изучать все предыдущие уроки :-)
№1 | 9 декабря 2019
Гришин Владимир Олегович
Зайковский Павел, Да уж, Павел, получилось достаточно много материала :))) Но ведь это все нужно! Успехов Вам!
№1 | 9 декабря 2019
Демьянова Оксана Евгеньевна
С близкими людьми на самом деле гораздо сложнее выходить из манипуляций. И они нередко взаимные.
Интересные и действенные рекомендаии.
Владимир Олегович, спасибо вам за статью!
№1 | 12 декабря 2019
Гришин Владимир Олегович
Демьянова Оксана, Я бы сказал, они очень часто взаимные!
Близкие люди "учат" нас, в том числе учат манипулировать другими. Но не учат, как выходить из манипуляций. Потому что, в своем большинстве, сами не умеют это делать.
Спасибо Вам за Ваш комментарий, Оксана.
№1 | 12 декабря 2019
Кирсанова Ирина Владимировна

Гришин Владимир Олегович писал(а):
Мама: «Смотри, сидишь в этой духотище… ты уже вся стала, как бледная поганка, совсем свежим воздухом не дышишь! (страх) Я же как лучше хочу для тебя, забочусь о твоем здоровье, какая же ты неблагодарная! (вина, стыд)»

Цель манипуляции – выпихнуть девочку на улицу.

Главная цель манипулятора – дома закончились яйца и подсолнечное масло, самой идти не охота, надо отправить дочь в магазин.

Гришин Владимир Олегович писал(а):
Лучше всего подойти к нему и, уделив ему буквально одну минуточку 100% своего внимания, продемонстрировать ему как своими словами, так и невербально, что вы

а) понимаете его главную цель

б) вполне можете дать ему ее без всяких манипуляций с его стороны.
как например?
№1 | 3 февраля 2020
НастяЛ
а как разговаривать с детьми, давать домашние задания и ругать за то, что не сделали? дочь не убирается в комнате. пытаюсь ей объяснить, что она уже взрослая и уже пора. что я убираю всю квартиру, она - свою комнату. это ее зона ответственности. не убирает. я за нее этого тоже не делаю. как не манипулируя - объяснять?
№1 | 4 февраля 2020
Гришин Владимир Олегович
НастяЛ, Используя другие методы - развивая ответственность, самостоятельность, используя различные варианты позитивной и негативной мотивации. Способов много! Вовсе не обязательно манипулировать, т.е. повышать уровень внутренней тревожности ребенка.
№1 | 4 февраля 2020
Калина сине-желтая
Гришин Владимир Олегович писал(а):
и можете дать этому человек то, что на самом деле ему хочется,
Хм. Вот про эту фразу - а если нет? Если не можешь или не хочешь? Ведь обычно в этом и смысл манипулирования - взять то, что тебе давать не хотят. Для этого мама и хватается за сердце - именно потому, что не получает нужного (контроля, отчета, послушания).
№1 | 9 февраля 2020
Гришин Владимир Олегович
Калина_красная, Важно понять, а для чего ей нужны на самом деле этот контроль, отчет, послушание?
Что же она хотела получить, почувствовать через них? Свою значимость? То, что она не одинока? То, что дочь ее любит?
Что стало первопричиной повышения ее тревожности, с которой она предпочла бороться при помощи манипуляции?
Далее повторю цитату из статьи:
"Лучше всего подойти к нему и, уделив ему буквально одну минуточку 100% своего внимания, продемонстрировать ему как своими словами, так и невербально, что вы
а) понимаете его главную цель
б) вполне можете дать ему ее без всяких манипуляций с его стороны."

Если же "не хочешь этого делать", то никто Вас силком не подталкивает к этому :)) Достаточно того, что Вы вышли из манипуляции без ущерба для себя.
Но в этом случае Вы освободились до следующего инцидента повышения тревожности у Вашей мамы. Ждите новой манипуляции с ее стороны и будьте к ней готовы :))
№1 | 9 февраля 2020
Калина сине-желтая
Гришин Владимир, да причины-то понятны. Желание быть одним целым с дочерью, жить одной семьей, делить жизнь , быть полноправным членом семьи, управлять внуками. Но сил нет давать это всё. Минуточкой времени и словами любви к сожалению не отделаешься (проверено попытками многих лет) - куча пожилых мам как в фильмах - хотят жить одной семьей и быть в курсе всего и командовать, а о ней бы заботились. Только так иные люди чувствуют себя любимыми и нужными. Но это невозможно дать. А на меньшее они не согласны. Но всё равно спасибо Вам за статью! Хорошие советы!
№1 | 9 февраля 2020
[ Читать все комментарии (21) ]    [ добавить комментарий ]
Powered by Profi.ru