Гришин Владимир Олегович Психолог, Клинический психолог Нейропсихолог

Почему на нас кричат? И что с этим делать…

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Работая с вопросами страхов, неуверенностью в себе и конфликтов, я сталкивался с ситуацией, которую можно кратко описать примерно такими словами клиента: «Когда на меня начинают кричать, я впадаю в ступор…» Хочу предложить вам посмотреть на явление крика как с обычной, общепринятой точки зрения, так и с совершенно новой позиции.

Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда на него кричали.

Поэтому любой человек может представить себе или вспомнить такие сцены:

  • Муж кричит на жену: «Сколько раз тебе можно повторять одно и то же?!»

 

  • Мать кричит на ребенка: «Я сказала тебе, перестань это делать!!!»,

 

  • Начальник кричит на подчиненную сотрудницу: «Что ты мне принесла, я говорил тебе совсем о другом!!! Иди и переделывай!»

 

Общепринятая точка зрения

Многие психологи, изучая вопрос эмоциональной сферы личности, затрагивали и классифицировали крик.

Я не буду детально и подробно излагать общую концепцию, приведу только основные моменты:

  1. Крик, как сопровождение эмоции, делится на позитивный, например крик от чувства радости, крик от чувства гордости, и негативный крик.
  2. Выделяют несколько видов негативного крика:
  • Крик от боли, страха, неожиданности.
  • Крик-защита, оборона, в т.ч. крик, призывающий к спасению, крик-предупреждение об опасности других,
  • Крик-оскорбление, угроза, часто выражается в ругательствах,
  • Крик-нападение, вербальная атака.

Крик сопровождает концентрированный выплеск эмоций, переполняющих в данный момент человека.

Эта концепция и классификация, на первый взгляд достаточно полная и целостная, тем не менее, не дает ответ на вопрос – что же нам делать, когда мы сталкиваемся с ситуацией, когда на нас кричат?

 

Новый взгляд на кричащих людей

В ходе анализа различных случаев и ситуаций, когда один человек кричит на другого, я пришел к мысли, что очень часто люди срываются на крик от бессилия, неумения и невозможности донести до другого человека свою мысль, неспособности настоять на своем желании.

В обычном, нормальном диалоге у людей просто не возникает и мысли о том, чтобы повысить свой голос на собеседника. Человек начинает кричать в тот момент, когда ему кажется, что собеседник не слышит и не воспринимает его слова. В этой ситуации повышенный голос, переходящий на крик, является последним аргументом в споре, фактически требующим, чтобы кричащего услышали и сделали так, как он хочет, либо испугались и сделали то, на чем он настаивает. Тем самым подтверждая его правоту.

Но, если посмотреть на кричащего со стороны, то мы замечаем, что его крик - это ничто иное, как слабость, бессилие, невозможность обычным тоном голоса и обычными словами доказать правильность своей позиции. Отсюда вывод: часто люди срываются на крик из-за своей слабости. Слабости эмоциональной, волевой, слабости своих аргументов.



И с этой точки зрения мы видим вышеописанные ситуации, помните, мать, кричащую на ребенка, мужа, кричащего на жену, совсем в другом ракурсе. Понимая, что в крике человеком движет не его сила, а его слабость, можно не бояться этих громких звуков, издаваемых в вашу сторону.

 

Советы тому, на кого кричат

В свое время столкнулся с простым рецептом, как помочь малышу не бояться Серого Волка, который «придет к нему ночью». Нужно просто перекрасить этого волка в розовый цвет. И добавить ему бантик. И еще длинные реснички. И после этого он будет уже совсем не таким страшным.



Поэтому для того, чтобы перестать бояться кричащих на вас попробуйте сделать следующее:

  1. Понять, что человек, который повышает на Вас голос, делает это от ощущения собственного бессилия.
  2. Не пугаться его агрессивного тона. Вы же уже знаете истинную причину этого!
  3. Услышать его «аргументы», с которыми Вы не согласны.
  4. Спокойным размеренным голосом проговорить ему: «Я слышу и понимаю, что Вы пытаетесь мне донести, но я не согласен с Вашей позицией, и от того, что Вы повышаете свой голос, Ваша позиция не становится убедительнее для меня».

 

 

Ну, а если это не возымеет действия, то хотя бы представьте его с розовыми волосами!

 

Комментарии
Светлана Зазовская
Спасибо за статью, было бы интересно почитать, что делать тем, кто постоянно кричит))
№1 | 20 июля 2017
Елена Кислова
Гришин Владимир Олегович писал(а):
В свое время столкнулся с простым рецептом, как помочь малышу не бояться Серого Волка, который «придет к нему ночью». Нужно просто перекрасить этого волка в розовый цвет. И добавить ему бантик. И еще длинные реснички. И после этого он будет уже совсем не таким страшным.

Как тепло. Действительно, совсем не страшный волк. Отдельное спасибо за такой образ!
№1 | 20 июля 2017
Татьяна Силаева
Гришин Владимир Олегович писал(а):
Спокойным размеренным голосом проговорить ему: «Я слышу и понимаю, что Вы пытаетесь мне донести, но я не согласен с Вашей позицией, и от того, что Вы повышаете свой голос, Ваша позиция не становится убедительнее для меня».
 
Спасибо за статью.
Желательно говорить без "не" - заменить
№1 | 20 июля 2017
Гришин Владимир Олегович
Кислова Елена Владимировна,
Спасибо, Елена, кстати, этот прием действительно хорошо работает с детьми.
№1 | 20 июля 2017
Елена Кислова
Да, спасибо, я отметила для себя.
№1 | 20 июля 2017
Гришин Владимир Олегович
Татьяна Силаева,
Спасибо, Татьяна, за Ваш комментарий. Согласен, можно перефразировать и составить предложение без использования "не". Только какое бы предложение в этот момент не звучало, оно, скорее всего, не будет адекватно воспринято самим кричащим. Эта статья и рекомендации вряд ли помогут человеку справиться с конфликтом, когда вторая сторона уже перешла на крик. Цель этой статьи состоит том, чтобы дать еще один возможный инструмент, который может помочь справиться с состоянием паники/ступора, вызываемом криком. А об управлении конфликтом стоит поговорить отдельно, в другой статье.
№1 | 20 июля 2017
Гришин Владимир Олегович
Зазовская Светлана Игоревна,
Спасибо, Светлана Игоревна, за отличную идею! Обязательно подумаю об этом!
№1 | 20 июля 2017
Лаптева Анна Сергеевна
Интересная статья, спасибо.
№1 | 20 июля 2017
Журавлева Галина Вячеславовна
Согласна, что от бессилия чаще всего кричат.
Гришин Владимир Олегович писал(а):
Спокойным размеренным голосом проговорить ему: «Я слышу и понимаю, что Вы пытаетесь мне донести, но я не согласен с Вашей позицией, и от того, что Вы повышаете свой голос, Ваша позиция не становится убедительнее для меня».
Спокойный тон и рассуждения, могут быть не увенчаться успехом.))
№1 | 20 июля 2017
Жвакин Александр Геннадьевич
Спасибо вам за статью. Интересно.
№1 | 20 июля 2017
[ Читать все комментарии (27) ]    [ добавить комментарий ]
Powered by Profi.ru