Гришин Владимир Олегович Психолог, Клинический психолог Нейропсихолог

Обидно, да?.. или Как научиться никогда не обижаться.

Мой блог / Просмотр публикации
От автора: Каждый человек знает чувство, которое называется обида. А некоторые из нас знают его очень хорошо и испытывают его очень часто.

Что или кто может нас обидеть? Да кто угодно! Родители, дети, супруги, коллеги, начальник. 

Но есть у всех них нечто общее – это реальная причина обиды: что-то происходит или делается ими не так, как нам бы хотелось, не так, как мы представляем и ожидаем.

Таким образом, мы получаем определение понятия обида:

Обида – это эмоция, вызванная негативным переживанием, которые мы испытываем, когда близкие нам люди ведут себя не так, как мы ожидали.

 

А из этого определения следуют четыре важных вывода:  

Первый вывод. Если что-то происходит не так, как мы ожидали, а лучше, то есть мы испытываем не негативные, а позитивные переживания, то мы не обижаемся на это. Ну, как правило.. :-))

Второй вывод. Каждый человек постоянно находится в состоянии краткосрочных и долгосрочных ожиданий того, как будут развиваться события вокруг него. Чаще всего ожиданий подсознательных. Все эти ожидания или прогнозы, или предвидения формируются на основании жизненного опыта, ценностей человека и являются неотъемлемой частью нашей жизни. Более того, чем точнее мы прогнозируем развитие событий вокруг нас, тем более успешно мы можем к ним подготовиться. А помимо нашего жизненного опыта и ценностей есть еще одна область, которая формирует наши ожидания – это наши желания, хотения.

Из этих составляющих формируется индивидуальный образ внешнего мира. И у каждого человека он свой. И каждый человек в рамках своей «картины мира» четко определяет – вот это правильно.., а вот так – не правильно, так – хорошо, а по-другому – хуже или совсем плохо… Конечно, каждый из нас хочет, чтобы было хорошо! Или, по крайней мере, в некоторых местах картины мира (ожиданиях) подготавливает себя к тому, что «да, возможно, будет не очень хорошо, но не долго, и я знаю, что мне делать».

Если визуально и упрощенно изобразить, то вот, например, картина мира человека:


Все то, что внутри – это мир, как им он должен быть для меня в ближайшем будущем, или, точнее, каким я хочу, чтобы он был в этом самом ближайшем будущем. За его границей – нечто непонятное и непредсказуемое. А значит там то, чего не должно быть. В том числе не должно быть в моем мире.

И вдруг происходит что-то такое, чему в моем мире нет места, чего не должно было быть, что я не ожидал и не прогнозировал!


Другими словами, если что-то пошло не так, как я хотел или ожидал, то это не ОБИДА, это ОГОРЧЕНИЕ. 

А вот если "близкие нам люди" ведут себя "не так", то тогда возникает ОБИДА.

Начальник вместо того, чтобы похвалить за большую и хорошо проделанную работу, отругал за маленькую невыполненную задачу.



Жена вечером вместо того, чтобы подойти, поцеловать, спросить «Как дела?», недовольным голосом говорит: «Мог бы по дороге домой и в магазин зайти!» Посторонний в автобусе, наступив мне на ногу, вместо того, чтобы извиниться, грубо комментирует, что я «порасставил тут свои ноги на проходе» и т.д.

И в результате: шок, внутренняя секундная паника «Что происходит? Что я сделал не так? Почему оно происходит не так, как я ожидал?», а потом, если эту реакцию я получил от близкого мне человека - члена семьи, друга, хорошего знакомого, даже от начальника, которого я уважаю - накатывают те самые негативные переживания – обида. Ну, а дальше либо молчаливые переживания, либо внешняя ответная агрессия уже с моей стороны.

У негативных переживаний и, в частности, у обид есть одно очень значимое свойство – они остаются в памяти и накапливаются значительное сильнее, чем радостные события.



Третий вывод. Могу предположить, что картина мира многослойна. Центр – та часть картины мира, которая сформирована на базисе ценностей. Вот там все достаточно «жестко» – черное и белое, хорошее и плохое. Второй слой – та часть картины мира, которая сформирована на основании воспитания и жизненного опыта. Третья часть – внешний слой – часть, сформированная на основании «хочу, чтобы было так».

А теперь интересная аллегория: представьте себе красивый, разноцветный шарик, наполненный прекрасным, горячим воздухом, который так замечательно парит в небе… летит себе по бескрайним просторам..! Только стенки (оболочка) у него из стекла. Летит он себе, летит...И вдруг - бац! Он врезается в препятствие! Что происходит с шариком? Правильно, вдребезги разбит.

Летит второй шарик. Такой же замечательный и радостный! Только стенки у него сделаны из алюминия! Или из бумаги. После десятка-другого столкновений с препятствиями (дома, деревья, сооружения и пр.) он останется почти таким же прекрасным и разноцветным, только будет уже совсем не круглым. «Побитый жизнью».



И летит третий шарик, резиновый. Столкнулся он со стенкой, оттолкнулся от нее и полетел дальше. Потому что границы у него гибкие!  

Ну, а теперь и четвертый вывод.

 Четвертый вывод. Нельзя искусственно обидеть, можно только обидеться. Внешний мир, который находится за границей моего мира, он не злой, он просто может быть любым. И если я разрешаю ему быть таким любым, оставляю границы своего мира гибкими, то задеть, а тем более вызвать во мне обиду невозможно! Я же уже разрешил этому начальнику, своей жене, продавщице в магазине и каждому незнакомому встречному быть ЛЮБЫМ! А значит, он не может повести себя как-то так и сделать что-то такое, к чему я буду не готов.

Кстати, в некоторых автошколах мудрые инструкторы именно так учат водить молодых водителей: будь внимателен, сконцентрирован и готов к тому, что может быть ВСЕ, ЧТО УГОДНО – выбежит на дорогу кошка, водитель впереди тебя вдруг захочет резко затормозить, а другой водитель решит перестроиться через две полосы в третью. Будь готов, и разреши им быть любыми.

Быть готовым к любым действиям со стороны окружающих, это не означает молчаливо и терпеливо сносить любые их выходки. Это не всепрощение. Это значит, что если этот посторонний оказался негодяем, (а Вы были готовы к такому повороту событий!) то теперь, без всякой обиды на него, можно переломать ему ноги :-))) Шутка!)) Можно просто послать его. Не обижаясь!

Простой совет, который очень сложно научиться реализовывать в своей жизни. По этому, вот еще один совет: научись отлавливать момент, когда на тебя нахлынут эти самые негативные эмоции, накатит обида. И вот тут вспомни про шарик!



Вам МОЖНО быть счастливыми!

 

Гришин Владимир Олегович.

 

Продолжение темы в следующих статьях:

Еще раз про обиду и Как ее пережить?

Откуда внутри нас берутся ожидания и обиды?

Теги: "негативные чувства, обида"
Комментарии
добрый викинг
Четкая статья)) Благодарю)
№1 | 19 октября 2018
Петухова Людмила Григорьевна
Спасибо, Владимир Олегович, за тёплое раскрытие моей любимой темы))
Очень часто мне на разные лады приходиться объяснять обидчивым, что обижаться - бессмысленно..))
№1 | 19 октября 2018
Гришин Владимир Олегович
Петухова Людмила,
Полностью с Вами согласен, Людмила! Спасибо!
№1 | 19 октября 2018
Гришин Владимир Олегович
I_am,
Спасибо!
№1 | 19 октября 2018
larisagubina
Гришин Владимир Олегович писал(а):
Центр – та часть картины мира, которая сформирована на базисе ценностей.
Давайте будем призывать формировать негативные ценности, чтобы предупредить обиды, например - предательство это нормально. Если ваш сын захотел купить себе вещичку, а вы в это время нуждаетесь в экстренной операции и нет средств, то он не должен вам их давать и т.д Я правильно вас поняла?
Гришин Владимир Олегович писал(а):
Нельзя искусственно обидеть, можно только обидеться.
Продолжу вашу гениальную мысль , "т.к. чувства можно выбирать и управлять ими"
№1 | 20 октября 2018
Лилия Сергеевна Спрогис
Cпасибо за хорошую статью.
№1 | 20 октября 2018
Гришин Владимир Олегович
Губина Лариса, "Давайте будем призывать формировать негативные ценности, чтобы предупредить обиды, например - предательство это нормально. Если ваш сын захотел купить себе вещичку, а вы в это время нуждаетесь в экстренной операции и нет средств, то он не должен вам их давать и т.д Я правильно вас поняла?"
Уважаемая Лариса, разве в какой-то части этой статьи я призывал или рекомендовал формировать негативные ценности? Каждый человек имеет свои ценности. И с его точки зрения его ценности всегда положительные. С Вашей, возможно, нет. Но мы не обсуждаем, что именно находится у человека в его ценностях, мы говорим о том, что он должен быть готов к тому, что у другого человека ценности совершенно другие и не совпадают с его собственным набором. По этому этот другой и ведет себя по другому. И не нужно пытаться свои ценности "возложить на плечи" всем окружающим Вас людям. Они сами решают, что для них хорошо и что для них плохо.

Теперь Ваше второе замечание "Нельзя искусственно обидеть, можно только обидеться. Продолжу вашу гениальную мысль , "т.к. чувства можно выбирать и управлять ими". По моему, Ваше продолжение совершенно не логично, уж извините.
№1 | 20 октября 2018
Гришин Владимир Олегович
Лилия Сергеевна,
И Вам спасибо, что прочитали и оценили.
№1 | 20 октября 2018
larisagubina
Гришин Владимир, Владимир, спасибо за подробный ответ. Как вы поняли, я негативно отношусь к установкам, что обидеть нельзя, а можно только обидеться. Я сторонник того, что есть ценности общечеловеческие о которых известно всем. А нарушать их человек может вполне осознанно, т.к. имеет свои "шкурные" интересы и пренебрегать близкими и обществом. В таких случаях ( в приведенных мной примерах) обида является неизбежным чувством, особенно если ты сам тепло относился к близким и делился с ним всем. Я привела вам конкретные примеры. Я считаю, что обида, как чувство, имеет место быть. А чувства не поддаются разуму! Другой вопрос в том, как относится к обидчику, простить или не общаться.
№1 | 20 октября 2018
Виктор Васильевич Морозов
Владимир, благодарю Вас за публикацию!
№1 | 20 октября 2018
[ Читать все комментарии (46) ]    [ добавить комментарий ]
Powered by Profi.ru