Гришин Владимир Олегович Психолог, Клинический психолог Нейропсихолог

"Виновата ли я...?"

Мой блог / Просмотр публикации

Каждый из нас учился в школе. И каждый из нас на различных уроках или в процессе выполнения домашних заданий совершал ошибки. Что происходило дальше? Учитель ставил оценку, показывал вашу ошибку. Если вы признавали эту ошибку и для вас было важно ее исправить, то вы делали вывод, учили этот материал, учили, как сделать правильно, решали задачи или делали упражнения, тренировали себя и, в результате, осваивали новые знания. Выучив этот урок, вы снова, второй раз эту же ошибку уже не совершали.

Вопрос: сколько дней или месяцев вы испытывали чувство вины за совершенную ошибку?

99,9% читателей ответят на этот вопрос: «Да я вообще не испытывал чувство вины за это!»

А что же такое «вина»?

Одно из определений: чувство вины — отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является некий поступок человека, который кажется ему причиной негативных последствий для других людей, или даже для самого себя.

И вот тут мы приходим к понятиям "ложная вина и истинная вина".

Истинная вина – это негативная эмоция, вызванная нашим несоответствием ожиданиям значимого для нас человека. Чувство вины мы испытываем, когда видим, что наши действия привели близкого нам человека к состоянию обиды. Или огорчили, неприятно разочаровали нашего коллегу или начальника, который на нас надеялся или что-то ожидал от нас. 

Ложная вина - это не что иное, как наказание самого себя за ошибку или оплошность. Так как на самом деле, если последствия имеют негативное влияние только на самого человека, то возникает чувство досады, а не вины.



А дальше идут различные вариации трактовки этого чувства в различных психологических школах и теориях. Но суть-то от этого не меняется – человек совершил проступок, сделал ошибку. В результате этой ошибки возникли некие негативные последствия для самого человека или для окружающих его людей. Или ему показалось, что такие последствия возникли!  Следствие – растянутое во времени чувство вины (наказание самого себя), угрызение совести, которое мучает, корежит, «грызет», не дает спокойно жить.

Ну, а чем, по большому счету, эта ошибка человека отличается от тех ошибок, которые он совершал в школе? Ни чем! И там, и здесь ошибка – это не правильное действие, поступок, который приводит не к тому результату, который бы хотел достичь человек.

Ведь не было у него в голове цели СПЕЦИАЛЬНО совершить что-то, что обернется негативными последствиями.



 

Так почему же ошибки, которые мы с вами делали по математике, физике, русскому языку проходили для нас неприятно, но не трагично, а те ошибки, которые человек совершает в своем поведении, своих действиях, имеют совсем другой результат?

Что же такого происходит с человеком в возрасте от 5 до ..... лет, что за одни ошибки он казнит себя многие дни и месяцы, а на другие просто обращает внимание и исправляет?

И что мешает ему относится к своим поступкам так же, как к ошибкам в школе?

И что такое ОШИБКА вообще? Более подробно мы поговорим с Вами в дугой статье и разберем, а существует ли вообще понятие ошибка и чем она отличается от оплошности, а сейчас разберем этот момент кратко.

Казалось бы, совершенно понятный процесс, много раз повторенная и закрепленная модель поведения:

  • сделал ошибку,
  • увидел результат, который тебе не нравится,
  • признал внутри себя, что ЭТО действие было ошибочно,
  • сделал выводы,
  • если уж так важно, то извинился перед теми людьми, для которых эта ошибка стала причиной негативных последствий,
  • и следующий раз в такой же ситуации поступаешь по-другому.

 

И все! И нет никаких угрызений совести, нет никакого чувства вины!

Но большинство людей так не могут.

Почему? Вот несколько причин:

    1. Им просто не приходит в голову соотнести и сопоставить сегодняшние ошибки с теми ошибками, которые они совершали в школе. И как только в голове возникает такое сопоставление, человек очень быстро меняет свою модель поведения. Он ВДРУГ перестает чувствовать себя виноватым! Или же это чувство становится мимолетным сигналом к тому, что нужно срочно предпринять определенные действия и исправить совершенную ошибку.
    2. Им нужно пострадать. Потому что именно эти собственные страдания они подсознательно воспринимают как наказание самого себя за совершенный неправильный поступок. Они не могут себе позволить просто отмахнуться от этой ошибки, или пойти по простому алгоритму решения ситуации, который я привел выше. Ведь вину надо искупать!!! А если ее не искупить, значит не будет заслуженного прощения! При этом человеку не важно, а действительно ли окружающие обижены на него? А действительно ли они хотят его страданий? Нет, эти страдания нужны самому человеку.
    3. Срабатывает привычка, в любой ситуации обвинять самого себя. В детстве его обвиняли родители, учителя, товарищи, одноклассники, одногрупники. Механизм обвинения четко засел в голове. И когда рядом нет никого, человек начинает винить сам себя. Причем часто именно теми словами, которые он слышал по отношению к себе в детстве. «Укоризненный голос мамы звучит у меня в голове даже когда ее нет рядом».

 

 

Возможно, есть еще какие-то причины. Но эти три наиболее часто встречаются.

Осталось только решить, какая из этих трех причин наиболее близка вам.

Ну, и еще одно замечание напоследок. Чувство вины – это то чувство, которое человек испытывает внутри себя.

Никто не может заставить человека чувствовать себя виноватым! Пристыдить могут, обвинить могут, могут вызвать внутри чувство стыда. А вот чувство вины – нет. Только сам человек может это сделать. Или не делать, если не хочет и понимает, как он может работать над своими собственными ошибками.



 

Комментарии
Надеждин Сергей Алексеевич
Спасибо за интересный материал!
№1 | 26 января 2018
Кирсанова Ирина Владимировна
Спасибо за интересные рассуждения!
№1 | 26 января 2018
Демьянова Оксана Евгеньевна
На своих ошибках учимся и развиваемся. А как же иначе, не на чужих же ошибках учиться))
Владимир Олегович, спасибо за статью!
№1 | 26 января 2018
Юлия Таланцева
Понравилось))
№1 | 26 января 2018
Минакова Мария Алексеевна
Ведь вину надо искупать!!! А если ее не искупить, значит не будет заслуженного прощения!
Согласна, Владимир. Только способ "искупления" выбирается слишком уж деструктивный. Вместо того, чтобы пойти и ликвидировать последствия совершенного руками, головой и языком. Спасибо большое за статью!
№1 | 26 января 2018
Зелина Мария Геннадьевна
Благодарю за интересную публикацию!
№1 | 27 января 2018
Петраковская Светлана Владимировна
Когда мы учились, нам рассказывали, что вина бывает: личная и извне. Личная - я сделал что-то плохое и за это виноват. Извне - навязанная, "взятая" на себя чужая вина. Мать бросила дитя, мать виновата. Дите росло в детдоме. Вырастает, свои дети. И один из детей "берет" на себя вину бабушки. Без вины виноватый... Что скажете?
№1 | 30 июля 2020
Гришин Владимир Олегович
Петраковская Светлана Владимировна, Вина всегда личная. Невозможно "навязать" человеку эмоцию, если он с ней не согласен. Он либо принимает внутренне, лично то, в чем его обвиняют другие, либо посылает их вместе с их обвинениями.

Ну, а то, что "кто-то берет на себя вину предков" - это уже из области экстрасенсорики, а не психологии.
№1 | 30 июля 2020
Настя #794046
Гришин Владимир Олегович писал(а):
Так почему же ошибки, которые мы с вами делали по математике, физике, русскому языку проходили для нас неприятно, но не трагично, а те ошибки, которые человек совершает в своем поведении, своих действиях, имеют совсем другой результат?
Я могу ответить лично за себя: ошибки при изучении чего-то не вызывают таких сильных эмоций, потому что они связаны с неодушевленными вещами - просто правило, например, русского языка или какие-то теоретические знания (география). Ну не знаешь и не знаешь, ничего страшного, никто не пострадает, только себе неприятности устроишь (если речь про школу, базовые знания, если речь про обучение какой-то важной профессии, то тут пробелы в знаниях несут серьезную угрозу),
А в случае же с какими-то проступками, где страдают люди, речь идет уже о живых существах, одушевленных, об их чувствах, и ты как бы несешь ответственность за их чувства в некоторых ситуациях, ты осознаешь, что твои действия причинили боль/дискомфорт, поэтому ты не можешь просто взять и тупо исправить что-то, не всё возможно исправить. Даже если исправил, то всё равно эмоциональный отпечаток оставлен в душе другого человека, иногда слишком глубоко и серьезно. Поэтому и отношение другое, уровень чувства вины другой. Я как-то так это ощущаю для себя)
№1 | 26 марта 2022
Настя #794046
Это для меня ответ на вопрос, почему не получается перенести механизм исправления школьных ошибок в реальную жизнь ,взаимодействие с людьми)
А вот 2 и 3 пункт точно про меня.. согласна)

Интересно
№1 | 26 марта 2022
[ Читать все комментарии (14) ]    [ добавить комментарий ]
Powered by Profi.ru